31 желтоқсан, 11:48

«Құнанбай мешіті»

Құнанбай мешітінің татар стилінде салынғаны туралы білетін бе едіңіз? Бұл Қарқаралы округіндегі ислам дінін уағыздауға, жастардың сауат ашуына көп септігін тигізген орын. Осы жерге кезіңде ұлы Абай да келіп тұрған деген дерек бар.

Колыбель кочевых цивилизаций и летопись истории, воплощённая в земле и камне. Сары-Арка! Это жаркая необъятная степь Центрального Казахстана, оборачивающаяся на востоке тенистым оазисом Каркаралинских гор. Яркая и щедрая природа здешних мест привлекала человека ещё с первобытных времён. Проходили тут и караванные пути из Центральной Азии в Сибирь. Возникший у подножья гор скромный посёлок со временем превратился в город Каркаралинск, чья история неразрывно связана с именем великого просветителя Абая и его отца, мудрого ага- султана Каркаралинскоro уезда Кунанбая Оскенбайулы.

История современного Каркаралинска начинается в августе 1824 года, когда здесь было основано укрепление, ставшее позже казачьей станицей. Торговые отношения, удобство кочевых троп и, особенно, вхождение города в состав Семипалатинской области в 1868 году привело в Каркаралинск много татар. Именно они принесли сюда ислам. Многие представители местного духовенства обучались в медресе в Семипалатинске, это формировало тесную связь духовной жизни двух городов.

С момента основания в Каркаралинске развивался суфизм, а точнее Накшбандия тарикат – мировоззрение, соединившее в себе мистицизм учения Кожахмета Яссауи и духовные практики, акцентирующие внимание на тихом созерцании мира и молитве внутри себя. В старых документах о Каркаралинске неоднократно упоминается о том, что здешнее духовенство обучалось у учеников Бахауддина Накшбанди. На городском кладбище есть каменное надгробие с надписью на чагатайском языке, свидетельствующее о принадлежности одного из каркаралинских ишанов, Абылсадыка, этому тарикату.

В середине XIX века ага-султаном Каркаралинского округа был назначен Кунанбай Оскенбайулы. Говорят, это был мудрейший человек, чья слава гуляла по степи. За советом к нему стекались издалека, и не было проблемы, для решения которой у него бы не нашёлся совет.

Приезжая в город, Кунанбай с маленьким сыном Абаем часто гостил у своего друга Хамита Бекметева, родоначальника большого купеческого рода Каркаралинска. Хамит с семьёй приехал из Казани, приписан был к Петропавловску, но жил в Каркаралы. Он успешно занимался торговлей и на собственные деньги открыл неподалеку от своего дома медресе, в котором бесплатно обучались дети.

Одной из первых инициатив Кунанбая в роли главы общественно-административной жизни было построение мечети. Строительство началось в 1849 году и длилось около четырёх лет. На открытие мечети Кунанбая в доме Хамита Бекметева давали ас, на который съехалось много гостей, биев, волостных. Именно тут был прочитан первый намаз. Впоследствии дом достался Халиулле Бекметеву, сыну Хамита, знаменитому купцу, горнопромышленнику и другу Абая. Теперь дом Халиуллы-бая является одним из многих исторических зданий Каркаралинска. В советские времена здесь располагалась музыкальная школа, а сейчас находится районный отдел культуры и развития языков. Каркаралинск вообще богат на историю. Например, здание татарской мечети, построенное в 1910 году, теперь служит школой. Тут стоят старый дом генерала Лавра Георгиевича Корнилова и дом купца Андрея Рязанцева, знаменитый тем, что в нём когда-то останавливался Григорий Потанин. В Каркаралинске много раз бывал Шокан Уалиханов, здесь жил и похоронен один из первых казахский врачей – Амре Айтбакин. Среди великих казахов, которые являются выходцами из Каркаралинска, Алихан Букейханов, Тохтар Аубакиров, Макпал Жунусова и многие другие.

Каркаралинск долгое время был общественно-политическим центром, собиравшим общественных деятелей и представителей культуры, исследователей и путешественников. Это сформировало особенный образ города, в котором переплетена память сотен ярких жизней и исторических событий.

Но наиболее примечательным объектом здесь всё-таки остаётся мечеть Кунанбая, обособленно стоящая в ряду старейших мечетей Центрального Казахстана.

Первым имамом, которого назначил в ней Кунанбай, был татарин Хасан-ахун Сейфуллин, приехавший из Саратова. Считается, что Абай в детстве много времени провёл в мечети отца и рос под влиянием трудов этого имама.

Мечеть Кунанбая была построена в татарском стиле, из цельных брёвен. До наших дней её первоначальный облик не сохранился – в 1920 году был разрушен минарет, а через несколько лет начались репрессии и выселение её священнослужителей из Каркаралинска. В мечети обосновалась школа, позже здание использовалось как склад, библиотека и дворец пионеров, а потом годы и вовсе стояло заброшенным. Но под закат советского периода мечеть Кунанбая перешла под защиту краеведческого музея и была частично восстановлена.

Теперь это ухоженное здание с новым минаретом, облицованное досками и приметное издалека. Сегодня мечеть Кунанбая работает, как и сто пятьдесят лет назад. Несмотря на множество преобразований, время не лишило её архитектурной ценности, мечеть остаётся памятником культуры, но главным значением этого места остаётся преемственность казахской духовной традиции.



Z10G9D2 Қазақстан, Нур-Султан
Абай даңғылы, 22

Жалпы мәселелер:

info@q-g.kz
8 (7172) 999 336 (вн. 1014)
8 (705) 760 2950 (вн. 1054)

Экспедициялар, іс-шаралар:

events@q-g.kz

БАҚ-пен жұмыс:

press@q-g.kz
Наверх