Колыбель кочевых цивилизаций и летопись истории, воплощённая в земле и камне. Сары-Арка! Это жаркая необъятная степь Центрального Казахстана, оборачивающаяся на востоке тенистым оазисом Каркаралинских гор. Яркая и щедрая природа здешних мест привлекала человека ещё с первобытных времён. Проходили тут и караванные пути из Центральной Азии в Сибирь. Возникший у подножья гор скромный посёлок со временем превратился в город Каркаралинск, чья история неразрывно связана с именем великого просветителя Абая и его отца, мудрого ага- султана Каркаралинскоro уезда Кунанбая Оскенбайулы.
История современного Каркаралинска начинается в августе 1824 года, когда здесь было основано укрепление, ставшее позже казачьей станицей. Торговые отношения, удобство кочевых троп и, особенно, вхождение города в состав Семипалатинской области в 1868 году привело в Каркаралинск много татар. Именно они принесли сюда ислам. Многие представители местного духовенства обучались в медресе в Семипалатинске, это формировало тесную связь духовной жизни двух городов.
С момента основания в Каркаралинске развивался суфизм, а точнее Накшбандия тарикат – мировоззрение, соединившее в себе мистицизм учения Кожахмета Яссауи и духовные практики, акцентирующие внимание на тихом созерцании мира и молитве внутри себя. В старых документах о Каркаралинске неоднократно упоминается о том, что здешнее духовенство обучалось у учеников Бахауддина Накшбанди. На городском кладбище есть каменное надгробие с надписью на чагатайском языке, свидетельствующее о принадлежности одного из каркаралинских ишанов, Абылсадыка, этому тарикату.
В середине XIX века ага-султаном Каркаралинского округа был назначен Кунанбай Оскенбайулы. Говорят, это был мудрейший человек, чья слава гуляла по степи. За советом к нему стекались издалека, и не было проблемы, для решения которой у него бы не нашёлся совет.
Приезжая в город, Кунанбай с маленьким сыном Абаем часто гостил у своего друга Хамита Бекметева, родоначальника большого купеческого рода Каркаралинска. Хамит с семьёй приехал из Казани, приписан был к Петропавловску, но жил в Каркаралы. Он успешно занимался торговлей и на собственные деньги открыл неподалеку от своего дома медресе, в котором бесплатно обучались дети.
Одной из первых инициатив Кунанбая в роли главы общественно-административной жизни было построение мечети. Строительство началось в 1849 году и длилось около четырёх лет. На открытие мечети Кунанбая в доме Хамита Бекметева давали ас, на который съехалось много гостей, биев, волостных. Именно тут был прочитан первый намаз. Впоследствии дом достался Халиулле Бекметеву, сыну Хамита, знаменитому купцу, горнопромышленнику и другу Абая. Теперь дом Халиуллы-бая является одним из многих исторических зданий Каркаралинска. В советские времена здесь располагалась музыкальная школа, а сейчас находится районный отдел культуры и развития языков. Каркаралинск вообще богат на историю. Например, здание татарской мечети, построенное в 1910 году, теперь служит школой. Тут стоят старый дом генерала Лавра Георгиевича Корнилова и дом купца Андрея Рязанцева, знаменитый тем, что в нём когда-то останавливался Григорий Потанин. В Каркаралинске много раз бывал Шокан Уалиханов, здесь жил и похоронен один из первых казахский врачей – Амре Айтбакин. Среди великих казахов, которые являются выходцами из Каркаралинска, Алихан Букейханов, Тохтар Аубакиров, Макпал Жунусова и многие другие.
Каркаралинск долгое время был общественно-политическим центром, собиравшим общественных деятелей и представителей культуры, исследователей и путешественников. Это сформировало особенный образ города, в котором переплетена память сотен ярких жизней и исторических событий.
Но наиболее примечательным объектом здесь всё-таки остаётся мечеть Кунанбая, обособленно стоящая в ряду старейших мечетей Центрального Казахстана.
Первым имамом, которого назначил в ней Кунанбай, был татарин Хасан-ахун Сейфуллин, приехавший из Саратова. Считается, что Абай в детстве много времени провёл в мечети отца и рос под влиянием трудов этого имама.
Мечеть Кунанбая была построена в татарском стиле, из цельных брёвен. До наших дней её первоначальный облик не сохранился – в 1920 году был разрушен минарет, а через несколько лет начались репрессии и выселение её священнослужителей из Каркаралинска. В мечети обосновалась школа, позже здание использовалось как склад, библиотека и дворец пионеров, а потом годы и вовсе стояло заброшенным. Но под закат советского периода мечеть Кунанбая перешла под защиту краеведческого музея и была частично восстановлена.
Теперь это ухоженное здание с новым минаретом, облицованное досками и приметное издалека. Сегодня мечеть Кунанбая работает, как и сто пятьдесят лет назад. Несмотря на множество преобразований, время не лишило её архитектурной ценности, мечеть остаётся памятником культуры, но главным значением этого места остаётся преемственность казахской духовной традиции.