Пустынная долина, которую изредка пересекают строгие линии каналов и пританцовывающие полоски дорог, – классический для Казахстана степной минимализм. Такой открывается путешественнику и местность Акколь-Жайылма в Экибастузском районе Павлодарской области. Полынный ветер бесцеремонно врывается в окна машин и забирается под одежду, а потом уносится в кажущуюся бесконечной гладь равнины. Но прямая линия горизонта вдруг оказывается нарушенной: глаз останавливается на белоснежных округлых куполах. Вот так тихо, но гостеприимно ожидает паломников мавзолейный комплекс Исабек Ишан Хазрета.
Исабек Ишан Хазрет – один из крупнейших религиозных и духовных лидеров Сары-Арки ХIХ века. В народе он известен как целитель и провидец, один из первых наставников, укреплявших на этих землях ислам. Исабек Ишан – саид-кожа, потомок Акку Ишана и учитель Машхура Жусупа. В истории его семьи прослеживается постепенное движение с юга на север, в местность, где сейчас находится родовой мавзолейный комплекс. В начале ХIХ века благодаря стараниям Исабек Ишана, здесь была построена мечеть и открыто медресе. Говорят, что с приходом именно этого миссионера паломники из баянаульских краёв впервые совершили хадж в Мекку. Народ назвал Исабек Хазрета «әулие», то есть святым. Его деятельности посвящено несколько научных работ, автор одной из них – знаменитый исследователь Аллен Франк.
Сегодня в 18 километрах от села Акколь, в урочище Кылдыколь, действует мавзолей Исабек Ишан Хазрета и его потомков. Дело в том, что дар целительства от легендарного Ишана и философа передался последующим поколениям его семьи. В главном трехкупольном мазаре рядом с Исабек Ишаном покоятся его сын Нурмухамед и младший брат Мухаммед Нияз. А расположенный рядом мазар возведен на могиле ещё одного известного потомка Исабек Хазрета, Жандарбек-кожа, также считающегося святым.
Вокруг мавзолея много захоронений других выдающихся духовных деятелей этой необыкновенной семьи. Здесь чётко прослеживается три архитектурных стиля – очень старые, осевшие мазары из бурого кирпича, прямоугольные и простые могилы и ограды, установленные в советское время, и новые, нарядные мавзолеи в традиционном западноказахстанском стиле, выложенные белым мангыстауским камнем, который специально привезли в зират в пяти вагонах поездом.
Одна из главных реликвий основного мавзолея – надгробный камень в форме столба, сохранившийся от старой могилы святого. Сейчас он установлен в специальной нише у надгробия внутри мазара.
Интересна история местной мечети: она возведена на месте старой, которую построил ещё Исабек Ишан, а для её постройки использовались материалы из первых мазаров святых Исабек Ишана и Жандарбек-кожа.
Как и положено, неподалёку от мечети находится колодец, который был восстановлен предположительно там же, где когда-то находился целебный источник, действовавший во времена знаменитого Ишана. Несколько лет назад в него прямо из Мекки была специально привезена священная вода замзам. Особый подход был и к устройству арки комплекса. Её ворота в бухарском стиле являются данью городу, в котором Исабек Ишан учился. Неподалёку от входа лежат валуны, специально привезённые из Баянаула – из мест, где родился знаменитый учитель.
Любопытной находкой для исследователей стала записная книжка, найденная сравнительно недавно. Она написана правнуком Хазрета, Ашим-кожа Нурмухамедовым, захороненным здесь же, в семейном комплексе. Его дочь передала рукопись в историко- краеведческий музей в Экибастузе, когда там готовилась тематическая экспозиция к 220-летию Ишана. Записи в книжке велись чернилами на арабском языке и в руки учёным и переводчикам попали впервые.
Мемориальный музей Исабек Ишан Хазрета находится в селе Акколь и тоже содержит множество артефактов и личных вещей представителей знаменитого рода. В ауле Акколь-Жайылма, а также близлежащем селе Төрт Үй сегодня проживают современные потомки Хазрета. Они поддерживают сакральный комплекс и продолжают дело знаменитого деда.
Примечательно и то, что из 78 сакральных объектов Павлодарской области пять вошли в республиканскую карту сакральных мест, и два из них находятся на территории города Экибастуза. Это как раз мавзолей Исабек Ишана Хазрета и так называемое городище Акколь-Жайылма.
Вообще Акколь-Жайылма – это местность, в которой находится не только мавзолейный комплекс Исабек Ишана, но расположено ещё много исторических мест и духовных центров. Существует даже предание о том, что легендарный поэт Асан Кайгы, сказавший «Жерұйықта суы да бал шөбі де бал – атамекен осындай!» («В Жеруйыке вода, как мёд, и трава, как мёд, – такие земли наших отцов!»), и про эти места говорил «Өлеңтінің суы – бал, Шідертінің шөбі – май» («В реке Оленты вода сладкая, как мёд, в местности Шидерты пастбища сытные, как масло»).
Здесь находится более десяти озёр, и во время весеннего полноводья река Оленты, вливаясь в реку Дуана, разливами объединяет их в одну большую затопленную водой непроходимую долину. Вероятно, именно поэтому в Акколь-Жайылма такие сочные травы.
Находится тут и остающийся исторической загадкой мавзолей, который считается имеющим отношение к ставке кого-то из ханов Золотой Орды, обосновавшегося в северо-восточной части казахской степи. Этот мавзолей по своей архитектуре, узорным изразцам, голубым куполам очень похож на мавзолеи Джучи-хана и Кожахмета Яссауи. По мнению учёных, при строительстве мавзолея работали высококвалифицированные специалисты, знавшие особенности своего дела, поскольку само строение, а главное – его резные плитки отлично сохранились спустя много лет.
Каждый год для изучения исторического наследия местных земель сюда стекаются учёные из Казахстана и России, регулярно пишутся и издаются этнографические труды. И неудивительно– кроме потомков Исабек Ишан Хазрета здесь в разные времена во множестве жили, работали и похоронены и другие признанные святые и выдающиеся личности.
Среди большого количества объектов паломничества – место, где регулярно читал пятикратный намаз святой Туйте-аулие, про которого много писал Машхур Жусуп Копеев. Говорят, сами по себе здесь из земли выросли камни, и к ним теперь приходят прикоснуться и загадать желание.
В селе Төрт Үй находится могила Куренбай-сыншы, описавшего знаменитого скакуна Кулагера, а на территории Акколь-Жайлма покоится Кулиби-батыр, известный в XV–XVI веках. В этой же местности родился и похоронен известный акын Естай Беркемаев, чей мазар вошёл в областной список сакральных мест.
Духовные точки Акколь-Жайлма не ограничиваются мазарами. Тут растут окруженные легендами священные деревья Аулие-Тал, а петроглифы Акбидайик и Олентинские писаницы с изображениями неолитических времён вошли в Павлодарскую карту сакральных объектов.
Какой бы ни была цель путешествия в Экибастаузский район, здесь есть к чему прикоснуться – так богата эта земля духовной историей нашего народа.